Точная дата возникновения ковроткачества скрывается в глубине веков, но известно, что именно Персия (ныне - государство Иран) стала центром коврового производства. Первый сохранившийся до наших дней восточный ковёр, ровесник персидской державы Ахменидов, был создан 2400-2500 лет назад. Слово "производство" лишь условно относится к изготовлению персидских ковров. Здесь нет места шаблонам и серийности - только эксклюзив и полностью ручная работа.
Ковры в Иране ткут все и всюду: отдельные семьи, старинные ремесленные династии и большие фабрики занимаются созданием ковров с различными типами узелков, безворсовых ковров. Традиция ковроткачества в Иране насчитывает несколько тысячелетий, имеет глубокие древние корни и тесную связь с местной культурой и народными обычаями. Секреты ковроделия передавались из поколения в поколение.
Техника изготовления тканых ковров практически не изменилась за многие века. Сейчас, как и столетия назад, самые лучшие ковры ткут только вручную, красят шерсть натуральными красителями и скрупулезно работают над орнаментами. Только так может получиться настоящий персидский ковер.
Почему узелковый ковер ручной работы при том же качестве пряжи может стоить в десять раз больше своего собрата, сотканного машиной? Не только потому, что он несет тепло человеческих рук. Дело в том, что узелки, связанные руками, имеют уникальную форму и отличаются друг от друга. Помимо того, существует несколько типов узелков для ковров ("гордиев узел" и пр.). Двух одинаковых ковров ручной работы просто не существует, даже если эскиз рисунка использовался один и тот же. Именно за счет узелков немного неровной, неправильной формы ковры ручной работы и приобретают очарование, которое едва ли можно передать словами. Машина же, напротив, делает как узелки, так и ковры абсолютно идентичными. К тому же ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делают это человеческие пальцы. Машина же не умеет завязывать узелки. Ворс ковра машинной работы просто воткнут между основой и утком. Безворсовые ковры ручной работы более прочны и долговечны.
Восточные ткачихи, анонимные авторы ковровых шедевров, сочетают изящные узоры с бесподобной цветовой гаммой. Рисунки персидских ковров навеяны уникальными иранскими мозаиками и миниатюрами. Это сложное искусство, демонстрирующие высокую степень таланта, вкуса, упорства и изобретательности здешних художников. К тому же, оно требует месяцев бесконечного труда, усидчивости и больших затрат.
Ковроткачество - долгий, сложный и трудоемкий процесс. Лишь с недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты. Основной материал, с которым работает создатель ковра - овечья шерсть - также дает небольшой набор цветов. В зависимости от масти овцы состриженная шерсть бывает белой, коричневой, желтовато-коричневой, желтой и серой. Качество шерсти различается в разных частях тела животного. Одна овца дает до десяти разновидностей шерсти, которые разделяются старательными специалистами. Шерсть окрашивают естественными красителями, получаемыми на основе древесины различных пород, трав и овощей. Красители также получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, даже из прокисшего молока. Для крашения используются и минеральные вещества в сочетании с каустической содой или лимонной кислотой, которые необходимы для того, чтобы закрепить краску, предотвратить ее вымывание и стирание. Ковры создаются не только из шерсти, но и из лоскутков ткани. Такие ковры имеют оригинальный и красочный вид.
Рисунок персидских ковров никогда не бывает случайным - за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. Ведь на родине ковров, в жаркой Персии, вплоть до XIX века ковроткачество пребывало в плену мусульманских традиций, запрещавших изображать живые творения Аллаха. Поэтому за многовековую историю персидских ковров сформировалась своя система образов в виде символов и деталей орнамента, имевших строго определенный смысл и толкование.
В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть строки из Корана, пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу. Волнистые или ломаные линии обозначают воду - символ жизни, круги - бесконечность мира, Вселенной. А некоторые сложные скрещения треугольников и квадратов обозначают небесные светила: солнце, луну, звезды. Очень важна цветовая гамма, в которой выполнен ковер. Персидские ковры как бы вобрали в себя все краски земли - они отражают многообразие окружающего мира.
Технология изготовления тканых ковров
Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается, наносится на миллиметровую бумагу и поступает к мастеру, который в соответствии с ним ткет ковер. Основу натягивают на специальную деревянную раму и вручную вплетают в нее ворс. Каждая нить завязывается особым узелком. На каждый узелок мастерица тратит около двух секунд, завязывая за день десять-четырнадцать тысяч узелков. Только через месяц такой работы начинает проявляться рисунок будущего ковра. Скорость плетения зависит от сложности узора, тонкости работы и материала, из которого изготавливается ковёр. А качество зависит от количества узелков на квадратный метр: чем их больше, тем четче рисунок, тем плотнее, прочнее и дороже ковёр. Однако слишком высокий показатель плотности может в некоторых случаях стать причиной гибели изделия - ковер может потрескаться на сгибах, например, если его неумело свернуть.
Настоящие персидские ковры очень плотные (от одного до двух с половиной миллионов узелков на квадратный метр). Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Завязать тугой узелок могут только тонкие девичьи пальчики, поэтому ковроткачеством часто занимаются девочки-подростки. В среднем на создание обычного ковра ручной работы уходит от нескольких месяцев до 3 лет. Если Вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок.
Через каждые сплетенные 7-10 сантиметров ковер аккуратно подстригают, оставляя ворс длиной 2-2,5 сантиметра. Только тогда из беспорядочного переплетения цветных ниток проступает узор. Готовые ковры мастер вычищает наждачной бумагой.
Знатоки говорят, что хороший тканый ковер с возрастом не изнашивается, а напротив, приобретает благородство. Считается, что ковры должны "созреть". В былые времена существовал довольно оригинальный способ доработки изделий. Мастера говорили: "Как перебродивший виноградный сок - еще не вино, так и только что сотканный ковер - еще не ковер". Готовый ковер бросали на базарной площади, где по нему проходили тысячи людей. Эти тяжкие испытания шли ковру на пользу: ворс разбивался на волокна, и ковер становился пушистым, мягким и пластичным. Умельцы знали, что настоящий персидский ковер никогда не разорвется, а краски не потускнеют. Сегодня ковры кладут на специальный вибростенд, на котором они выбиваются механическим способом. Изделия становятся мягкими всего за 1 час современной обработки. Раньше для достижения такого эффекта ковры должны были 3 месяца лежать на мостовой. Сегодня можно встретить также тканые коврики, которые отличаются от ковров лишь своими размерами, но техника и принципы их изготовления остаются теми же.
В древности персидские ковры называли оазисами. "Тот, кто приобретет такой ковер, будет иметь в своем доме миниатюрный персидский сад", - говорят знатоки. Сочетание натуральных материалов, естественных красителей и ручной работы делает персидский ковер неповторимым произведением искусства, символом доброты и мира, ведь ковер таит в себе тепло и терпеливость человеческих рук, доброту человеческого сердца; в его узорах, расцветках, орнаменте заключены многовековые традиции, тайны и мудрость Востока.
Сегодня ручным способом изготавливаются различные виды узелковых ковров - безворсовые односторонние, стенные ковры, ковры-картины.