Табасаранские ковры.
Среди кустарных промыслов, распространенных в Табасаране, наиболее широкую известность получило производство ковров. Табасаранские ковры еще до революции экспонировались в музеях России и Западной Европы. И сейчас табасаранские ковры пользуются большим спросом и справедливо считаются одними из лучших дагестанских ковров.
До революции южно-дагестанские ворсовые ковры поступали на российский и международный рынки под общим названием "Дагестан" или "Дербент". Однако в Южном Дагестане издавна сформировались местные художественные центры, ковры которых отличаются приемами орнаментации и структурой ткани. Можно выделить восемь основных типов южно-дагестанских ворсовых ковров - три лезгинских ("ахты", "микрах", "касумкент"), рутульский ("рутул"), дербентский ("Дербент") и три табасаранских ("рушуль", "хив", "табасаран").
Типы ковров отличаются между собой орнаментальными мотивами и технологическими признаками - плотностью (количество узлов на квадратный дециметр) и высотой ворса. Среди табасаранских ковров отличаются относительно высокой плотностью (от 1444 до 1764 узлов) при довольно высоком ворсе (6 мм) ковры типа "хив", которые вырабатываются в табасаранских аулах Хивского района (Кандик, Ляхля и др.). Ниже плотность (от 900 до 1600 узлов) в коврах типа "табасаран" (аулы Хучни, Халаг и др.) и "рушуль" (аулы Рушуль, Аркит, Татиль и др.).
Каждый тип южно-дагестанского ковра имеет свои характерные орнаментальные композиции и рисунки, хотя определенное количество узоров используется во всех центрах ковроделия Южного Дагестана. Ковровые узоры имеют свои наименования - по сходству с каким-нибудь предметом ("топанча" - пистолет), по имени женщины, впервые применившей узор, по названию аула и т.д.
Высокими декоративными качествами отличаются ковры типа "рушуль", в которых большие плоскости яркого главного фона сочетаются с насыщенным цветом элементов орнаментального узора. Например, в узоре "сульфи" сложные по очертанию медальоны дополняются крючкообразными фигурами, которые все вместе образуют на центральном поле сложную композицию, придающую орнаментальный характер и свободным местам фона.
В коврах типа "рушуль" при малиново-красном фоне в узорах может преобладать голубой, оранжевый, желтый, зеленый, темно-синий и темно-красный цвета.
Ковры типа "табасаран" изготовляются в десятках аулов, в каждом из которых преобладают два-три излюбленных рисунка. Практически ковры этого типа имеют бесконечное количество вариантов орнаментальных узоров. Широко распространены узоры "топанча" (крупные, диагонально расположенные Х-образные фигуры), "чере" (несколько центральных фигур как бы обрастают разнообразными геометрическими формами) и др.
Табасаранские ковры Хивского района также имеют большое количество вариантов орнаментальных узоров. Один из них (имеющий два названия "мерхер" - санки или "чархар" - колеса) состоит из расположенных по продольной оси крупных медальонов, сложная конфигурация которых придает орнаментальность и фону.
Кроме ворсовых ковров в табасаранских аулах изготавливаются и двусторонние паласы. Общая композиция табасаранского паласа состоит из неповторяющихся широких поперечных полос, внутри которых крупные геометрические узоры.
В прошлом ковровщицы сами изготовляли пряжу и растительные краски. Ковры изготовлялись в домашних условиях. В каждом табасаранском доме был свой ковровый станок. Такое положение сохраняется и в настоящее время, так как почти каждая женщина занимается ковроткачеством наряду с работой в колхозе или по дому. Однако высокое качество табасаранских ковров и большой спрос на них на внутреннем и внешнем рынках вызвали необходимость создать специальные условия для резкого увеличения производства ковров. Наряду с сельскохозяйственными артелями (колхозами) во многих табасаранских аулах созданы специальные ковровые артели, объединяющие женщин-ковровщиц. Это позволило в несколько раз по сравнению с до революционным увеличить выпуск ковров.