Готика - стиль архитектуры, зародившийся во Франции, отличается своей изысканностью. В нем важны не столько применяемые цвета и материалы, сколько их сочетаемость и стилевое единство с обстановкой дома, гармония старинных предметов с современными. Картины в красивых окладах, зеркала в позолоченных рамах, ковры и гобелены, отделанные тканями стены, красиво драпирующиеся гардины. Окна во Французских домах, кстати, идут от пола и всегда имеют маленькие балкончики. Модерн - стиль конца XIX - начало XX в., ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В Германии и Австрии называли юнгендстилем, во Франции - ар нуво, в Англии и России - модерн, в Италии - либерти. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. Стиль, наиболее популярный в современном дизайне интерьеров.
Арт Деко – стиль возник на основе различных течений в искусстве и дизайне 1900-х годов начала XX в., отрицает аскетизм и сочетает экзотические и классические черты, элементы старины и новые материалы, часто идет обращение к этническим мотивам, используются разнообразные яркие декоративные элементы и смелые цветовые сочетания.
Минимализм - стиль предельных лаконичных форм, полное отсутствие декора, орнаментов или деталировки фасадной отделки. Ясность композиций, монохромность, подчеркивание естественности фактур. Работа большими плоскостями, графичность. Облик жилища определяют большие светлые объемы, не загроможденные мебелью (ничего лишнего). В мебели минимализму свойственны самые современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили.
Хай-тек (высокая технология) - стиль конца ХХ века, основными чертами которого являются максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. Стилю характерны стремительные, прямые линии, обилие стеклянных и металлических деталей. Хай-тек можно отнести к ультрасовременным стилям, в нем применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям. Яркие образцы такого применения - аэропорт им. Шарля де Голя и центр Помпиду в Париже. Хромированные трубы, стержни, акриловые натяжные потолки, перемычки - необходимые атрибуты жилого интерьера в стиле хай-тек. В мебели и утвари используются технизированные формы предметов и материалы, связанные с техникой: нержавеющая сталь и хромированные поверхности, гнутые металлические трубы, вращающиеся сидения, модификация уровней. Широко используются мобильные перегородки, способные смыкаться и раскрываться, что позволяет менять планировку. Технологический дизайн везде: потолки, стены, полы, лестницы, окна, двери. Полное отсутствие декора компенсируется "работой" материала: свет на стекле, хроме, политуре дерева и т.п. Квартира в стиле "хай-тек" чем-то напоминает космический корабль - металлические поверхности, обилие пластика, современное оборудование, мебель будущего. Стиль "хай-тек" на кухне - современность, стиль, функциональность и, несомненно, красота.
Техно - стиль- разновидность хай - тек.Стиль "техно" - перфорирование круглых или квадратных отверстий, прорезей. Впервые геометрические украшения, узкие прорезы, выделение несущих конструкций и коммуникаций, продемонстрировали дизайнеры запада. Сейчас этот стиль все больше охватывает Россию.
Индийский стиль - это бирюзовые, малиновые, оранжевые цвета, причем совершенно неповторимые в своем роде. Индийский шелк на ощупь не такой гладкий и скользкий, как китайский, немного шероховат. Мебель в индийских домах низкая, выпиленная в ручную из очень прочного дерева тик. Характерная особенность - легкая трансформация деталей дома: стульчики и столы, ширмы, ставни и двери часто "меняются ролями".
Скандинавский - шведский стиль - натуральность, простота и естественность. Дощатые полы из светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель. Краски к полу и мебели если и применяются, то тоже светлых натуральных тонов: сероватые, бежевые, голубоватые, зеленоватые. Декорирование здесь почти отсутствует, но при этом в самобытности этому стилю не откажешь.
Английский стиль - стены обычно окрашиваются в ослепительно-желтый, ярко красный или мягкий кремовый тона. Деревянные полы застилают толстыми и уютными шерстяными коврами. Непременный атрибут английской гостиной - мягкий шерстяной плед с клетчатым узором и скамеечка для ног. Жилье украшает тяжелая, но при этом изящная полированная мебель. В Англии розы цветут не только в парках, но и на гардинах, мебельной обивке. Сочетание тканей в интерьере английских гостиных кажется немного хаотичным, но при этом строгая клетка прекрасно смотрится рядом с романтичным цветным узором.
Средиземноморский стиль - ярок, как природа этого региона: много солнца, моря, растительности. Заимствованные цвета: синевато-зеленоватый, золотисто-оранжевый, коричневый. Буйство красок - на ярко окрашенный стенах, на полах с выложенным узором из мраморной или цветной керамической плитки. Характерна некая грубоватость и не ровность стен, ощутимая фактурность, "рукотворность" их отделки и покраски. Большие окна впускают много солнца. В домах итальянцев и испанцев кованая мебель соседствует с окрашенной деревянной, часто расписной.
Фен-шуй - магия для дома. "Если хочешь переменить жизнь, передвинь 27 предметов в своем доме" (древнекитайская мудрость). Если у вас жилье строго прямоугольной формы, считайте, что вам повезло - это благоприятная форма. Так же как и восьмиугольная, - но такое встречается редко, - если вообще встречается. Выступы и вырезы на плане, соответственно, увеличивают или уменьшают зоны. Немного о цвете в фен-шуй каждая из зон ба-гуа имеет соответствующий цвет. Правильно выбранный цвет поднимает энергию в соответствующей области вашей жизни. Конечно, немногие люди выкрасят целые комнаты в такие цвета. Чтобы поднять ци, попробуйте поставить пурпурный светильник в зоне богатства, вазу, полную нежно розовых цветов в зону взаимоотношений и скульптуру из черного мрамора в зону, соответствующую вашей карьере. При выборе конкретных вещей и оттенков полагайтесь на свою интуицию.
Египетский стиль - Египетский стиль дошел до нас благодаря культовым сооружениям, и хотя стиль просуществовал более четырех тысяч лет, он мало изменился с момента зарождения. Дошедшие до нас памятники той эпохи - это храмы, дворцы и гробницы, то есть монументальные сооружения, призванные олицетворять собой вечность. Стены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас. В постройках встречается три типа колонн - лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки). Исключение составляет Амарнский период - период появления Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до нашей эры). Запрет многочисленных старых культов, и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств в "сторону человека". Погребальные сцены сменились изображениями плавающих рыбок, порхающих бабочек, трогательно чувственных сцен из жизни. Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст Нефертити - жены Аменхотепа). Впоследствии на элементах египетского стиля базируется весь ампир и ар-деко.
Античность - Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура, возникшая на островах Эгейского моря, была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. Все имеет свое объяснение. В отличии от египтян греки не были религиозными догматиками. Это был талантливый, веселый и жизнерадостный народ. У них, конечно, были боги, но настолько "очеловеченные", что имели все присущие человеку пороки.
Японский стиль по свидетельству дизайнеров, самый востребованный сейчас этностиль. Это минималистко-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. В территориально небольшой, переселенной стране особо ценится пространство, почему и внутреннее устройство помещений сводит к минимум мебель и прочие привычные атрибуты дома, с тем, чтобы компенсировать его дефицит. У японцев особое отношение к природе, поэтому японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели, поверхность мебели и стен гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. В стране восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты. Типичная деталь - японская раздвижная стенка, и конечно, бамбуковая мебель. Иероглифы - почти неизбежный атрибут оформления жилья "под Японию. "В таком интерьере прекрасно вписывается скромная невысокая мебель, диванчики и столы разной высоты.
Классический стиль - XVII - начала XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной. Архитекторы той эпохи находили такой подход, который удивительно гармонично связывал античные формы с мягкостью русской природы и одновременно с устремлениями Русской культуры. Китайский стиль (в эпоху рококо, буквально завоевавший Европу) сегодня менее популярен, но его элементы встречаются часто - в виде китайской росписи на стенах.
Стиль Кантри — это сельская мебель, плетеная или деревянная, некрашеная. В качестве аксессуаров — простая керамика и стилизованный деревенский текстиль. Непременное отличие стиля — обилие природных материалов (соломка, дерево, льняные ткани, камни), занавески, чехлы и салфетки из тканей в клетку и полоску. Простота и грубоватость делают интерьер более стильным. Этот стиль может воплотить предметный мир загородного дома прошлого — царство уюта и комфорта, способное хранить тепло и давать чувство покоя.
Стиль «Прованс» - можно назвать одним из направлений стиля «Кантри», отличающегося самобытностью и «особым» уютом, свойственным каждой сложившейся и тщательно поддерживаемой веками традиции. И подойдет этот стиль, наверное, больше для коттеджа или дачи. Чтобы воссоздать тот «особый дух», которым пропитан Прованс, достаточно всего нескольких деталей: стены – белые или очень светлые, выцветшие на солнце, крашеные, шероховатые; полы из широкой темной доски или терракотовой плитки со срезанными уголками. Темные балки под потолком создают дополнительный штрих (но вовсе не обязательны). Мебели немного, но она очень функциональна. «Теплая» деревянная, крашеная или «потертая» в сочетании с кованой и плетеной. Диваны и кресла мягкие и уютные, с яркой или пастельной матерчатой или, возможно, кожаной обивкой. Яркий текстиль – это визитная карточка Прованса, отображающий царящее в здешней природе буйство красок. Характерные цвета: желтый, синий, фиолетовый, зеленый, охристый всех оттенков. Стиль подчеркивают также кованые подсвечники, цветочные узоры, кружевные скатерти, домотканые чехлы, цветы в терракотовых горшках и кувшинах.
Колониальный стиль - зародилось это направление в средневековой Англии. Известная своим мощным морским флотом, Великобритания была крупнейшим завоевателем. К концу 19 века ее колонии находились на всех континентах, а подчиненные английской короне, составляли четверть населения и занимали четверть территории планеты. Не отставали от англичан и испанцы, португальцы, голландцы и французы. Колонизаторы привозили с собой в экзотические страны не только свой язык, обычаи и форму правления, но и привычный для европейцев комфорт. Традиционный дизайн, а в те времена это была массивная, устойчивая мебель, адаптировался к тропическим условиям. Со временем, местные декоративные мотивы интегрировались в европейские, и в результате получился колониальный стиль, основу которого составила массивная резная мебель из красного дерева и тика в сочетании с раттаном (плетеная мебель), кожей и экзотическими принтами (зебра, леопард, жираф и пр.). Колониальный дизайн в целом объединяет в себе практичность и экзотичность. В мебели доминирует нейтральная, приближенная к природе, цветовая гамма: коричневый, бежевый, соломенный цвета. Текстиль и аксессуары отражали буйство и яркие краски тропического леса. Звериные шкуры, индийский дикий шелк и реалистичные растительные орнаменты приближали колонистов к местной культуре и традициям. Тяжелые деревянные подсвечники и столы-чемоданы были не только практичны, но и имели свой особый шарм. Звериные шкуры использовались больше как теплые коврики, чем охотничьи трофеи. Одержимость колонистов 19 века наукой отразилась и на интерьере: застекленный гербарий, телескопы и географические карты украшали многие дома. Тропические растения, типа пальм, папоротников и орхидей, тоже нашли свое место в дизайне интерьера.
Стиль Эклектика – смешение стилей. Элементы из различных стилей долго не могли ужиться друг с другом. Как и можно сочетать не сочетаемые формы? Решение оказалось как всегда простым и гениальным единовременно. Один прием должен объединить большое количество разнообразных форм. Тогда интерьер станет гармоничным. Этот прием приобрел в эклектике значение стиле- и формообразующего принципа, позволяя говорить о едином типе организации (или дезорганизации) стиля и в таком узком смысле — о его единстве. Равномерность, равнозначность охватывает все возможные сферы существования эклектики.
Кажется, что невозможно выделить какие-то отличительные черты у этого «стиля из стилей», однако они существуют:
• пластичные формы
• обилие текстиля
• мягкость и удобство мебели
• множество декоративных элементов
Декор очень важен в эклектике. В смешении нескольких стилей очень важно сделать акцент на какой-нибудь элемент. Это может быть что угодно: старый диван, картины, модные обои. И тут может помочь грамотный подбор цветового решения. Именно цвет поможет соединить, казалось бы, несоединяемое.