Но классические китайские дизайны в коврах все менее и менее популярны у европейских покупателей. Знаменитый пекинский и тибетские стили дизайнов ковров не востребованы на мировом рынке. И предприимчивые китайские производители ковров ручной работы быстро перенаправляют производства своих ковров на копирование персидского стиля дизайнов и европейского стиля (саванери, обуссон), а так же производства современных дизайнерских ковров.
В связи с тем, что производство ковров ручной работы в Китае поставлено на промышленный уровень, фабриканты очень чутко отслеживают изменяющийся вкус мирового потребителя и подстраиваются под него, не забывая при этом привносить в дизайны немного китайского колорита. В отличие от Ирана, в котором ковры ткут в деревнях семьи ремесленников, покупая на свои скудные средства, материалы и красители (не всегда качественные и дорогие). И продавая незаконченное ковровое полотно, посредникам. Те, в свою очередь, уже дорабатывая ковры, продают их в западные салоны. Благодаря этой разрозненности, иранские ковры медленно впитывают в себя потребности западного покупателя, тем самым, сохраняя свою самобытность. Китайцы же очень быстро подстраиваются под изменчивую конъюнктуры рынка. Фабрики закупают в огромных количествах лучшую в мире новозеландскую шерсть, и красители для ковров используются западные, хромовые, которые считаются самыми стойкими.
Я прилетел в отдаленный город Линкся, что бы посетить одну из крупнейших фабрик, для отбора ковров коллекции Тадж-Махал и Да-Винчи. Линкся преимущественно населен китайскими мусульманами, потомками персидских купцов, осевших здесь со времен древнего шелкового пути.
Прилетев из Пекина в аэропорт города Линкся, около шести утра, мы с переводчиком сели в автомобиль. Нам предстояла трех часовая поездка по горным дорогам в деревеньку, где располагалось производство ковров. По китайским меркам Линкся, очень маленьких город, с население немногим более шести миллионов человек. Местные жители мужчины, поголовно носят белые шапочки и бороды, а женщины белые платки. Поэтому многолюдные улицы Линкся, которые как обычно в Китае к шести утра уже были полны народом, казались выкрашенными в белый цвет.
Проезжая через центр города я заметил строящуюся огромную мечеть. Меня поразило, что мечеть была очень больших размеров, и сочетала в себе классическую восточную купольную архитектуру с современной помпезностью китайских пятизвездочных отелей. Огромные стеклянные вставки в стены, обилие позолоты в сочетании с серебром, имитация нефрита и красные колонны. И… пока еще недостроенные десять минаретов!
- А разве можно строить минаретов больше чем в Мекке? – спросил я у местного переводчика.
- В Китае все можно, - улыбаясь, ответил мне он. – Мы построим мечеть такую же, как в Мекке, только лучше и красивее. Наш город так и называют, китайская Мекка.
Город остался позади, мы въехали на горную дорогу. Проезжая маленькую горную деревеньку, я увидел небольшой храм, с драконами, пагодами и всем что присуще чисто буддийскому, китайскому стилю, но с полумесяцем на макушке. Это была сельская мечеть. Так же меня поразило, что помимо стандартных для сельского Китая небольших домиков, вдоль дороги в песчаных горах, было вырыто огромное множество пещер, вход в которые закрывали вполне современные двери. Переводчик пояснил мне, что, на лето, когда жарко, сельские жители часто переселяются в пещеры, как жили их предки.
Наконец мы добрались до небольшой горной деревеньки, где располагались производственные мощности ковровой фабрики.
Нас встретил директор фабрики, невысокого роста, в помятом слегка грязном костюме и в неизменной белой шапочке.
После стандартного чаепития, нас повели на экскурсию по фабрике.
В больших помещениях ангарного типа, как пчелы, трудились ткачихи. Около тысячи человек монотонно ткали ковры.
После просмотра моего заказа на стандартные коллекции и стандартной проверки качества, директор фабрики предложил мне посмотреть новые коллекции, придуманные их дизайнерами.
Мы отправились на склад, где мне поочередно стали разворачивать рулоны ковров.
Такого смелого буйства красок я давно не видел! Стандартный иранский дизайн «голь», был выполнен в таком сумасшедшем сочетании красок, что у меня запестрило в глазах! В ковре сочетались абсолютно не сочетаемые цвета: бежевый фон, темно синий бордюр, а в рисунке присутствовали черные, красные и нежно розовые цвета!
Радостный и довольный директор фабрики, через переводчика, объяснил мне, что самый главный дизайнер фабрики целый год трудился над иранскими дизайнами, что бы сделать так же как в Иране, но красивее!
Сергей Горохов, генеральный директор компании «Домашний очаг»